Нежность позволяет выйти за собственные границы, преодолеть изначальное, экзистенциальное чувство одиночества. В этом и ее огромная сила, и слабость. 

Когда мужчины говорят о женщинах, тема нежности возникает очень редко. Да и в целом это слово нечасто звучит в психологическом пространстве, хотя это одно из наиболее полных и ярких переживаний, которые мы можем испытывать к другому человеку.

Нежность – порог любви и одновременно очень важная ее составляющая.

Попытавшись словами определить, что такое нежность, я столкнулся с затруднением – определение упорно ускользало и никак не желало облекаться в слова и формулировки, все время переходя в переживания и чувства.

Нежность – это желание обнять, способность чувствовать дыхание и биение сердца близкого человека. Смотреть в глаза прямо и совсем не тяготясь этим долгим контактом взглядов. Это теплое, бархатное чувство тихой радости, затопляющее грудь, чуть сдавливающее дыхание и заставляющее дышать глубже.

Нежность – это переживание хрупкости и уязвимости другого, бережное отношение к нему.

Это открытость – в нежности человек светится изнутри, в нем нет обычного оборонительно-настороженного напряжения в теле. Отсюда – чуткость к малейшему движению тела, легкое поглаживание, трепет.

Нежность – это переживание хрупкости и уязвимости другого, бережное отношение к нему. Нежность требует мягкости, но это не синоним слабости.

Почему мужчинам сложно проявлять нежность?

Нежность – камень преткновения для многих мужчин. Это чувство отвергается ими, потому что оно невозможно без уязвимости и отказа от ролевой игры, в которой мужчина – каменная стена, уверенный столп, которому нет дела до «всей этой ерунды».

Нежность, в которой пытаешься сохранить себя как «твердого», превращается в покровительственное отношение – именно в это обычно мужчины нежность и трансформируют. Но в нежности невозможно быть твердой опорой, поддержка через нежность – это мягкая подушка под голову, а не жесткий настил на полу.

Почему мужчины и женщины проявляют нежность по-разному?

Место отрицаемой и вытесняемой нежности к женщине заполняет сексуальное возбуждение, вожделение как единственное сильное переживание, направленное на женщину.

Однако если в нежности другой человек переживается как значимый субъект, то в возбуждении происходит объективизация, превращение другого в значимый объект, вещь.

Вспыхивающая страсть к малознакомой женщине объективизирует ее, ею хочется овладеть, и в сознании «жаждущего» она мало отличается от вещи.

Зрелое, сформированное эротическое чувство соединяет нежность и страсть в единый поток.

У многих мужчин нежность и вожделение раздваиваются, и к одной женщине они испытывают нежность, а к другой – сильное и агрессивное влечение, в котором нет дела до чувств и переживаний объекта этого влечения.

Зрелое, сформированное эротическое чувство соединяет нежность и страсть в единый поток, от которого и «сносит крышу». Раздвоение этого потока в одном из крайних своих проявлений приводит к «комплексу мадонны–блудницы», когда одни женщины – «для любви», а другие – «для секса».

Соединение возбуждения и нежности приводит к тому, что от возбуждения к нежности переходит активность, а от нежности к возбуждению – забота о партнере, что формирует любовь.

Нежность к женщине, если дать ей свободно развиваться, начинает сопровождаться эротическим чувством. Если его не тормозить, оно может перетечь в возбуждение, основанное на переживании интимности и близости. Это намного более мощное чувство, чем вожделение к женщине, к которой не испытываешь нежности.

Если нежность воспринимается как чувство, «недостойное» настоящего мужчины, возникает стыд.

«Мне нравится с ней общаться, но у меня почти нет сексуального желания…» – «А какое желание тогда есть?» – «Хочется бережно обнять ее…» – «А чувствуешь что, когда хочется обнять ее?» – «Какое-то чувство очень теплое… Она такая ранимая, теплая… И странно – когда я об этом вспоминаю, у меня возникает желание…»

Если нежность воспринимается как чувство, «недостойное» настоящего мужчины, возникает стыд. Нежность основана на привязанности, и если привязанность пугает и ассоциируется с потерей свободы, то реакцией на ощущение нежности может быть смутное беспокойство, страх.

В обоих случаях от нежности можно «защититься» при помощи обесценивания или этого чувства, или самого партнера. Происходит обеднение эмоционального контакта с женщиной.

Однажды я услышал грустное признание: «Я не знаю, что делать с женщиной кроме секса»…

Как будто с женщиной нельзя говорить о волнующих тебя темах, нельзя быть расслабленным, нельзя обращаться за поддержкой в трудные минуты, помогать ей и чувствовать себя при этом сильным и нужным.

Когда нежности становится слишком много

Нежность позволяет выйти за собственные границы, преодолеть изначальное, экзистенциальное одиночество. В этом и ее огромная сила, и слабость.

Когда нежности слишком много, другой человек снова превращается в объект, на которого изливается такое количество теплых чувств, что уже хочется отстраниться, возникает раздражение, переходящее в злость.

Это уже прелюдия к полному слиянию, превращение нежности в нечто иное, когда значение имеет только собственное желание выражать накопленные чувства, игнорируя ответную реакцию.

Нежность без слияния – это взаимное переживание, при котором мы чувствуем своего партнера и отзываемся на его движения.

Это похоже на то, как некоторых из нас родители в детстве просто-таки насиловали этой «другой нежностью», требуя, чтобы мы целовали тетю, которая хватала нас в свои объятья и долго не выпускала, игнорируя наше желание отстраниться.

Нежность без слияния – это взаимное переживание, при котором мы чувствуем своего партнера и отзываемся на его движения, даже если это движение – отстранение.

Там, где возникает слияние, нежность трансформируется в другие переживания. Например, в умиление, для которого вообще неважна реакция того, на кого направлено это умиление: от тисканья малыша, которого это уже достало, до перепуганного животного, которого передают из рук в руки с «мимимишечными» переживаниями.

«Раз мне это нравится и я испытываю такие хорошие чувства, то и ты, объект моих чувств, должен радоваться и чувствовать что-то похожее».

 

 
Статья прочитана 566 раз(a).